Новости компании

Советы специалиста «Кодерлайн» по переходу с 1С:УПП на 1С:ERP

Новости компании
29 Июня 2018

У специалистов компании «Кодерлайн» большой опыт внедрений «1C:Управление производственным предприятием» и «1С:ERP Управление предприятием 2», а также опыт перевода информационных систем с 1С:УПП в 1С:ERP. Поэтому мы получили приглашение от фирмы «1С» для участия в клиентском вебинаре в качестве спикеров.

Руководитель проектов компании «Кодерлайн» Олег Лазарев выступил с докладом о специфике перевода сильно кастомизированного решения «1С:УПП» на «1С:ERP». А наш заказчик, ИТ-директор «ХИТЭК-ГРУП» Дмитрий Буднев подготовил доклад «Опыт группы компаний «ХИТЭК» по переходу с «1С:УПП» на «1С:ERP». Клиент, который сотрудничает с нами уже почти четыре года, рассказал об успешном внедрении, которое провели наши специалисты.

- Мы сейчас большое внимание уделяем развитию новых возможностей в 1С:ERP. Это отражено в нашей стратегии развития, - рассказал во вступительном слове директор по ERP-решениям фирмы «1С» Алексей Нестеров. - 1С:УПП с точки зрения функционала и архитектуры находится на завершающем этапе своего жизненного цикла, и активно развивается решение ERP. Вот ждем новую версию УПП 2.4.4. В ней будет удобные механизмы переноса данных из УПП в ERP. Решение ERP хорошо тем, что оно хорошо интегрируется с другими программными продуктами 1С, это позволяет построить комплексную систему управления предприятием или холдингом на всех уровнях.

Во время своего доклада руководитель проектов компании «Кодерлайн» Олег Лазарев детально рассказал о специфике перевода сильно кастомизированного предприятия с УПП на ERP.

Ниже расшифровка его выступления:

«Конфигурации 1С:УПП более 14 лет. В 2004 году был выпущен первый релиз. При внедрении использовался подход: купили коробку и начали переделывать под свои нужды. Система сильно переделывалась под заказчика и получалась очень сложной. Найти какую-то неизмененную и работающую на данный момент УПП на предприятии практически невозможно. Я, во всяком случае, такие не встречал.

Поэтому, часто в системе существуют различные настройки, истории которых многие уже и не помнят. Например: «Да был у нас тут руководитель Антон, ему эта настройка для чего-то нужна была. Мы не знаем зачем, но до сих пор заполняем эти поля». Тем не менее во время обследования у клиента – это реальные ответы на вопрос: «А зачем вам это нужно?».

Как правило, чтобы иметь возможность сдавать бухгалтерскую отчетность, параллельно использовалась дополнительная конфигурация «1С:Бухгалтерия». Потому что она обычно не кастомизировалась и была в типовом варианте, чтобы иметь возможность сдавать отчетность.

Бывает такое, что рядышком с 1С:УПП и 1С:Бухгалтерией было еще несколько различных программ или систем, которые отвечают специфике конкретного бизнеса.

Обычно система информационная представляет из себя такое лоскутное одеяло. Оно красивое, но уже не отвечает разросшимся «аппетитам». О качественной документации речь вообще не идет. Часто во время внедрения документы сделали, а потом у людей не доходят руки, чтобы ее обновлять. И постепенно документация очень сильно начинает отличаться от той действительности, которая на данный момент существует в системе. Поэтому в компании появляется «носитель тайных знаний», без которых система перестает адекватно реагировать на окружающую действительность. Т.е. люди, которые сопровождают ее, знают, как она работает, знают, с помощью каких настроек можно получить те или иные данные. И часто бывает такое, что эти люди практически незаменимы, потому что перенять от них эти знания очень сложно, а иногда они их и не отдают. Часто они даже диктуют руководству политику о переходе на новые системы или другие вещи и вопросы.

В связи с этим возникают риски проектов. Остановимся на тех рисках, которые наиболее часто встречались на проектах:

- Отсутствие поддержки со стороны технических служб и специалистов 1С Заказчика («носители тайного знания»). Причина – страх потери «избранности», необходимость изучать новый продукт, который претерпел значительные изменения, и это – выход из зоны комфорта.

- Отсутствие заинтересованности со стороны пользователя – «и так все хорошо». Изменение в системе работы с документами и прочими объектами автоматизированной системы иногда вызывает отторжение.

- Возникают технические риски, проблемы. Необходимо нормализовать НСИ (нормативно-справочную информацию). «Бардак» с НСИ практически в каждом проекте встречается. Например, по какому-то стечению обстоятельств контрагенты включаются в виды деятельности. И иногда сложно разобрать, что к чему. И без нормальной справочной информации, без нормальной НСИ, запустить систему очень сложно. Плюс еще влияет то, что много побочных рядом стоящих автоматизированных систем. И каждая из этих автоматизированных систем предоставляет свои собственные требования к номенклатуре, контрагентам, т.е. НСИ. И получается бардак, который приходится разгребать с самого начала.

Какой же основной подход внедрению ERP мы используем со своими клиентами? Первое, о чем стоит сказать, что это внедрение нового программного продукта.

- Отказ от переноса всего исторического функционала в новую систему: исключаем неэффективные и ненужные исторические бизнес-процессы (БП). Невозможно перенести настройки из УПП в ERP в неизмененном виде. Что иногда встречается в требованиях от заказчика. Мол, посмотрите, вот наше УПП, оно так хорошо сделано и перенесите точно так же.

- Отказ от «переписывания» ERP и превращения типового решения в старое УПП на новой платформе. Это означает, что все нужно переделывать, пересматривать. Почему? Потому что объектная модель 1С:ERP значительно отличается от объектной модели 1С:УПП. Т.е. последовательность документов, виды документов, правила их ввода, правила расчета себестоимости и прочее значительно отличается от того, что использовали раньше в УПП.

Необходима правильная организация вовлечения сотрудников Заказчика в проект. Часто встречается сопротивление от сотрудников различных служб. Не только от ИТ, но и от пользователей. Потому что интерфейс ERP сильно отличается от интерфейса УПП. И нужно привыкать заново. Поэтому сотрудников Заказчика нужно привлекать с первого этапа проекта.

Так как 1С - это набор хорошо интегрированных систем, то необходимо выделить значительные ресурсы на проектирование интеграций.

Что мы рекомендуем делать в первую очередь? В первую очередь необходимо перемоделировать бизнес-процессы. Есть несколько шагов.

№1. Детальная проработка конкретных решений «как есть». Потому что нам необходимо понять, в каком состоянии на данный момент находится система. Система не только автоматизированная, но и вся информационная система. Как регламентированы бизнес-процессы, как протекают. В большинстве случаев то, что написано на бумаге отличается от того, что делается в реальности.

№2. Дальше формулируется вопрос «как будут» проходить бизнес-процессы на предприятии. Возможны два варианта решения этой проблемы. Первый: можно кастомизировать систему ERP. Второй: можно переделать бизнес-процессы.

Моделирование ведется по блокам, итерационно, с активной обратной связью от Заказчика: создание решения/модели – демонстрация – корректировка модели – принятие решения.  

Когда мы моделируем процесс продаж, мы полностью прописываем, как процесс продаж будет проходить в новой системе. Какие документы будут использоваться, что будет сделано. Для этого формируется специальный документ называется он – Концептуальный дизайн (КД). Но перед тем, как сдавать КД Заказчику, мы проводим демонстрацию этой модели на типовом функционале. В котором мы показываем, что ваш бизнес-процесс (например, продажи) будет в новой системе выглядеть так… Показывается пошагово: как, что, где.

Заказчик, просматривая бизнес-процессы, озвучивает свои замечания. Собираются все требования Заказчика, которые выявлены на этапе демонстрации. После этого сама модель может быть откорректирована. И после корректировки производится согласование этой бизнес-модели.

В ходе моделирования бизнес-процессов по ним выявляются так называемые функциональные разрывы. Мы начинаем понимать, что нам нужно доделать в системе. Для того, чтобы БП начали нормально функционировать в данной системе.

Результаты этапа моделирования БП:

- У заказчика снимается неопределенность. Есть согласованная бизнес-модель работы.

- Высокая вовлеченность в проект.

- Моделирование дает практически выявить все разрывы функционала и необходимые доработки, возможность готовить ТЗ.

- Результаты моделирования – принятые решения и доработки, отраженные в демо-базе и в документе Концептуальный дизайн проекта.

По поводу вовлеченности сотрудников заказчика в проект. На начальной стадии, чтобы люди начали разбираться в системе раньше, чем она начнет внедряться. Потому что когда начнется внедрение, разбираться уже будет некогда.

Обучение состоит из таких частей:

Во время моделирования или лучше до него. Обучаем типовому продукту.

Второй процесс обучения начинается тогда, когда закончили разработки или этап закончили. Обучение будет связано с полным видом бизнес-процессов. И на него подключаются уже все сотрудники Заказчика, которые участвуют в этом БП. А не только ответственные за принятие этого БП в работу.

Как правило внедрение 1С:ЕПР проводится по очередям. Система сложная и внедрить ее одним махом на большом предприятии фактически не возможно.

В рамках каждой очереди происходит перенос части функционала из исторической системы в 1С:ERP.

В большинстве случаев старая система «живет» несколько месяцев-полгода. И выполняет свои основные функции, которые в ERP внедряются или находятся в разработке. А часть функций уже должна работать в новой системе. Поэтому необходимо планировать значительное время и ресурсы на проектирование интеграционных механизмов».

 

Если Вы хотите прослушать весь вебинар «Переход с 1С:УПП на 1С:ERP», напишите нам запрос на почту info@koderline.com, и мы вышлем Вам запись.