Новости компании

Олег ГОРДИНСКИЙ: «Из бумаги можно сделать всё!»

Увлеченные люди
20 Апреля 2017

ИНТЕРЕС к изделиям ручной работы, или как сейчас принято говорить хэндмейду, у Олега был с детства, потому что в доме всегда была творческая атмосфера – его мама была искусной вязальщицей, в совершенстве освоившая вязание спицами, крючком, на машинке, а ее ученики с легкостью покоряли своими работами европейские подиумы. По маминой же линии в роду есть еще один пример – ее сестра основала в Калининграде школу плетения макраме с янтарными вставками, там же преподавала и воспитала многих мастеров уникального искусства. 

Поэтому появившееся чуть более десяти лет назад увлечение искусством оригами можно считать естественным развитием наследственности, чему менеджер компании «Кодерлайн» Олег ГОРДИНСКИЙ очень рад.

– Желание попробовать себя в этом направлении родилось после просмотра японского художественного фильма, герой которого что-то крутил из бумаги, – вспоминает Олег. – На следующий же день поехал в магазин покупать бумагу и купил хорошую книгу по оригами – с этим мне особенно повезло. По ней постепенно самостоятельно освоил технику, потом была поездка в Киев на тематическую выставку оригамистов в качестве посетителя, где познакомился с такими же увлеченными людьми, и с ними мы дружим до сих пор.

Больше всего в оригами ценится авторство, то есть когда модель разработана и выполнена автором. В этом случае ценится не только новая модель, появившаяся в мире, но и сам автор, особенное если у него таких работ несколько, как правило, это серия по какой-то тематике. У маститых авторов с именем это источник финансовых поступлений, поэтому они стремятся урегулировать вопрос с пиратством и воровством их интеллектуальной собственности, ограничить выход схем в свободный доступ. 

– У меня авторских работ нет, это высший пилотаж. Знаком с автором, который специализируется на исполнении сердечек из бумаги. Я же хороший последователь и делаю это с большим удовольствием, мне это интересно. Оригами по классу и по уровню исполнения могу сравнить только с «Мерседесом», поэтому так и говорю: кто-то делает этот автомобиль, а кто-то на нем ездит. Вот я тот, кто ездит. И понял для себя, что хобби очень и очень надолго. Это для настроения, для отдыха, для души.

Оригами – удивительное искусство, в котором прекрасно уживаются стереометрия и алгебра, начертательная геометрия, задействована зрительная память и пальцы, кисти рук. Появилось оно в XVI веке в Японии, стало частью национальной культуры и, можно сказать, визиткой этой страны. В Европу оригами попало только в 70-х годах прошлого века благодаря Акира Йошизава (Akira Yoshizawa) – японский мастер по праву считался одним из ведущих оригамистов в мире. За всю свою жизнь он разработал более пятидесяти тысяч моделей, которые остаются актуальными по сей день, издано 18 его книг, с несколькими переизданиями.

Кроме эстетической красоты изготовленной модели, это искусство имеет очень хороший терапевтический эффект, и хорошо зарекомендовало себя для профилактики старения у взрослых людей, особенно после 60 лет.

– Это не только возможность занять свободное время человека, это прежде всего пища для головы, для мозгов, так как постоянно приходится держать в тонусе логическое мышление, зрительную память. И большая польза для рук, когда задействованы пальцы, ладонь, кисть со множеством расположенных на них жизненно важных точек. Поглаживание бумаги, притирание, надавливание на сгибах бумаги – все эти движения очень полезны, особенно они активно задействованы при большом размере бумаги, – Олег демонстрирует как сгибаются руки, как предплечьем удерживает лист, как пальцы делают сгиб. – Вся верхняя конечность активно в работе, и начинаешь ощущать свои суставы. Получается своеобразный массаж. И для глаз хорошо. Читал литературу на этот счет, и мой личный опыт увлечения этим искусством подтверждает данный факт.

Был у Олега ГОРДИНСКОГО опыт преподавания оригами детям в частной школе эстетического воспитания: «Дети с большим удовольствием повторяют все приемы, действия, быстро улавливают тонкости процесса. Им очень нравилось, что результат можно сразу увидеть – 15 минут и уже держишь в руках жабку, а не через два-три дня. Впрочем, это важно и для взрослых – получить удовлетворение от воплощения понравившейся модели сразу, пока есть драйв, желание».

Практика показывает, что детям оригами желательно заниматься с 9 лет. Конечно, все очень индивидуально, но в среднем это как раз тот возраст, когда есть усидчивость, лучше стали моторика и зрительная память. Занятие этим искусством помогает развивать творческую фантазию, глазомер, мелкую моторику рук, память, речь, логическое мышление, внимание. А еще воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, создает радостное настроение.

ОЛЕГ постоянно интересуется новинками по оригами, обменивается информацией с единомышленниками.  В целом на его счету около 10 тысяч выполненных моделей. Есть среди них любимые и неоднократно повторенные. Их можно посмотреть на тематических сайтах, там же есть восхищенные комментарии от коллеги из других стран. Две его работы – жираф и конь даже попали на большой экран в художественном фильме «Одуванчик». Он очень любит дарить их своим друзьям, знакомым, и через подарок выражается его душа, настроение и отношение к получателю, который обязательно это чувствует.

Участие в тематических выставках – это возможность показать свои успехи, пообщаться с единомышленниками и поучиться тонкостям искусства у более продвинутых коллег. Показывают друг другу приемы складывания, чтобы модель выглядела презентабельно. Как говорит Олег: «Самое главное – эстетика модели. Неважно сложная она или нет».

Традиционно есть несколько схем сложения бумаги, Олег освоил все, но предпочитает собирать «по схеме», так модель выглядит более четкой, совершенной. При этом оригамист утверждает, что если какая-то модель очень увлечет, то техника не имеет значения.

– Когда видишь новую модель и если она сразу запала в душу, ее хочется повторить немедленно, от предвкушения порой дело доходит до дрожи внутренней. Тогда начинаешь сразу обзванивать знакомых, искать схему. Причем это мне надо срочно!! – с азартом передает свои эмоции Олег ГОРДИНСКИЙ. – И в то же время, если модель не зацепила, то просто прохожу мимо. Все-таки это творческий процесс, а не ремесло, здесь важно вдохновение! При этом никто не добивается точной копии какой-либо модели, каждый последователь старается привнести что-то свое, добавить какой-то штрих, а еще лучше – сделать это с юмором, чтобы было интересно, мультяшно, симпатично. Завершил работу, поставил перед собой и просто ушел в нее. Каждый раз испытываю восхищение, удивление, недоумение: как же люди могли придумать такое?!

И потом на радостях начинает звонить друзьям, чтобы поделиться не только радостью, но и рекомендациями по бумаге (размер, плотность), по схемам. К слову сказать, наш собеседник помнит размеры бумаги практически каждой модели.

ЗА ЭТИ ГОДЫ выработался свой вариант работы: сначала Олег изучает модель на большом листе бумаги, а прочувствовать все тонкости уже переходит на миниатюры, тогда и опыт подсказывает, бумагу какой плотности и цвета лучше взять для той или иной модели, чтобы она выглядела красиво.

В целом очень много нюансов с бумагой. Бумага для профессиональных работ супер тонкая и супер прочная, тогда можно неоднократно можно сгибать по одной складке, и она не даст трещину, не порвется, не останется потертостей от рук. Любимый размер бумаги, с которой он работает – это 15 на 15 см. Некоторые модели требуют большей площади – 50 на 50. В модели может быть 61 изгиб, а может – 700. При этом надо учитывать, что есть левая и правая сторона, то есть итоговое число изгибов нужно удваивать. Встречаются модели, у которых каждая сторона складывается отдельно, но это всегда из одного целого листа бумаги – ножницы, клей здесь неприемлемы!

Иметь хорошую схему – это уже 70% успеха, считает Олег. Оригами до сих пор остается узким направлением, не очень распространенным у нас, поэтому нет достойных специализированных книг, журналы только из-за рубежа привозят, специальную бумагу тоже поискать надо, если хочется сделать выставочный образец.

– Бегом бы побежал на мастер-класс хорошего оригамиста из Японии. Уверен, что я не одинок в таком желании. Мечтаю сделать очень красивую модель дракона – запала она мне в душу, но для нее нужна специальная бумага, которая есть только за рубежом, и все упирается в вопрос транспортировки, чтобы доставили в нужном виде, – делится сокровенным оригамист.

Желание Олега настолько велико, что он предпринимал попытки найти бумагу на табачных фабриках, кондитерских – они используются в качестве обертки, вкладышей в коробки конфет и в пачках сигарет, но целого листа так и не нашел. Пока не нашел. В черновом варианте он уже пробовал сложить эту модель дракона, и теперь мечтает сделать ее в качественной бумаге.

Вспомните, все мы делали из бумаги самолетики, кораблики, пилотки, жабки, с легкостью складывая их, называя их поделками из бумаги. А это и есть оригами, только самые простые модели, для более сложных моделей уже требуется другой уровень мастерства. И это уже искусство.

– Олег, что можно сделать из бумаги?

– Всё!

– Да ладно….

– Всё!!!

И на этом поставим точку.