Содержание:
1. Что такое вынужденный простой работника?
2. Простой работника по вине работодателя
3. Причины простоя, не зависящие от работодателя
Существует несколько вариантов вынужденного простоя работника: по вине работодателя, либо связанные с деятельностью работодателя или подчиненного, по вине сотрудника.
В случае, когда происходит простой работника по вине работодателя или по причинам, не связанных с работником или работодателем, то время простоя оплачивается в соответствии с законодательством РФ.
1. Что такое вынужденный простой работника?
В ТК РФ есть такое понятие как вынужденный простой работника по причинам, независящим от работника или работодателя. По ТК РФ оплата в 2020 году простоя производится по-разному в зависимости от того, по чьей вине он произошел.
На основании ст. 72.2 трудового кодекса Российской Федерации, простой – это временная приостановка работы предприятия по следующим причинам:
· экономического;
· технологического;
· организационного;
· или технического характера.
Вполне очевидно, что подобное случается по вине одной из сторон трудовых правоотношений (работодателя или работника), если нет каких-либо других причин простоя, не зависящих от работодателя и работника. К ним можно отнести различные форс-мажорные и чрезвычайные обстоятельства, например, пандемию или стихийное бедствие.
2. Простой работника по вине работодателя
Для начисления простоев следует проверить и при необходимости внести изменения в основную настройку параметров учета и расчета зарплаты в 1С ЗУП 3.1. Переходим в раздел "Учет отсутствий" и устанавливаем флажки "Простой" и "В том числе внутрисменные". Сразу после установки/активации этих флажков станут доступны типы начислений "Оплата простоя согласно среднему заработку" и "Оплата часового простоя согласно среднему заработку" (пункт меню "Настройка – Начисления"). Для создания начисления в целях оплаты простоя по вине работодателя в разделе "Кадры – пункт меню "Все кадровые документы" или в разделе "Зарплата – пункт меню "Все начисления" нажмите в клавишу "Создать" и найдите документ "Простой сотрудников".
При совмещении должностей в 1С доплата за совмещение считается обычной надбавкой, которая входит в общий средний заработок сотрудника.
3. Причины простоя, не зависящие от работодателя
Создаем новый вид начисления в 1С ЗУП 3.1 и начисляем такую оплату простоя документом "Отсутствие с сохранением оплаты".
В этом случае придется создавать отдельный вид времени (копированием, например, типового вида времени "Вынужденный прогул"), т.к. вид времени НП нельзя выбрать в документе "Отсутствие с сохранением оплаты". Для примера создадим формулу "Оклад*ДоляНеполногоРабочегоВремени*ВремяВДнях/НормаДней", но если Вы ведете расчет не в днях, а в часах, то можно прописать "Оклад*ВремяВЧасах/НормаЧасов".
Оплачивать простой будем с помощью типового функционала 1С ЗУП 3.1 (документом "Простой, отстранение от работы"). Настроим доплату за время простоя в размере 1/3 оклада.
Это будет дополнительное начисление за уже оплаченное время. Его можно настроить так, чтобы оплата начислялась в документе "Начисление зарплаты", если введен соответствующий вид времени, формулу также можно прописать в часах, если потребуется. Но у этого варианта тоже есть своя особенность: необходимо вводить документ "Табель по сотруднику", в противном случае при расчете зарплаты программа не определит автоматически количество часов, подлежащих оплате, и строка с начислением в документе "Начисление зарплаты" не появится.
Можно также настроить начисление как назначаемое в плановом порядке (со способом выполнения "Ежемесячно") и назначать сотруднику оплату за период простоя, но без Табеля она, к сожалению, тоже не считается. В документе: "Начисление зарплаты" появляется строка, но с пустым результатом. Поэтому при использовании этого варианта необходимо указать в настройке, что начисление выполняется "только если введен вид времени", и ввести документ "табель".
Для творческих работников (театры, телевидение, кино), которые не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в течение какого-либо времени или не выступают, данное время не является простоем, и начисление заработной платы сотрудников происходит в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, ЛНА и трудовым договором.
Специалист компании «Кодерлайн»
Денис Букин