Содержание:
1. Что такое маркировка и DataMatrix штрихкоды
2. Какие товары подлежат обязательной маркировке?
3. Как работает система цифровой маркировки «Честный знак»?
5. Особенности маркировки товаров организациями и ИП
Маркировка продукции посредством информационной системы маркировки «Честный знак»уже стала обязательной для обуви и табачных изделий, на очереди еще несколько категорий товаров. Требования к маркировке товаров распространяются на производителей, импортеров, а также оптовых и розничных продавцов. Какова же принципиальная схема работы системы обязательной маркировки товаров, и какие особенности у маркировки товаров?
1. Что такое маркировка и DataMatrix штрихкоды
Маркировка — это процесс нанесения специального цифрового кода, который наносится на товар при производстве. Производители будут обязаны наносить на продукцию двухмерные уникальные DataMatrix штрихкоды, которые выдает особая организация: ЦРПТ - Центр развития перспективных технологий. Код содержит подробную информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дата и место продажи и т.д.
Маркировка поможет решить несколько задач:
· избавит рынок от контрафактной продукции;
· вытеснит с рынка тех, кто скрывает доходы и не платит налоги;
· позволит покупателям легко получать полную и правдивую информацию о продукции.
2. Какие товары подлежат обязательной маркировке?
До 2019 года обязательной маркировке подлежали только меховые изделия и алкоголь. Сведения об алкоголе собирает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которую курирует Росалкогольрегулирование. Сведения о меховых изделиях передаются в единую национальную систему маркировки с 1 июня 2019 года.
Какие товары подлежат обязательной маркировке после 1 июня 2019 года? Вот сроки начала маркировки следующих товаров в 2019-2021 годах:
Мясная продукция подлежит обязательной электронной ветеринарной сертификации. Сведения о ней в электронном виде передаются в систему ФГИС Меркурий. В то же время маркировка продовольственных товаров (продуктов питания) начнется как эксперимент, объединяющий ФГИС «Меркурий» и Честный ЗНАК на рынке молочной продукции. Уже в 2019 году электронная сертификация молочных продуктов в «Меркурии» станет обязательной. И схема будет работать следующим образом: ФГИС «Меркурий» будет отслеживать сырье до момента производства, производитель будет наносить на упаковку специальную маркировку товара, «Честный ЗНАК» сможет отслеживать готовый товар до полок магазина.
К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.
3. Как работает система цифровой маркировки «Честный знак»?
Правила маркировки и регламент работы системы маркировки утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515.
Сведения о маркированных товарах поступают в единую национальную систему цифровой маркировки «Честный знак». Хозяйствующие субъекты, участвующие в обороте продукции, должны зарегистрироваться в этой системе.
Оператором «Честного знака» назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он ведет национальный каталог товаров, где хранятся данные по всем маркированным категориям товаров. Этот каталог будет объединен с информационными системами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России.
4. Процесс маркировки товара
В целом процесс маркировки товара с момента производства до реализации выглядит следующим образом:
1. Производитель или импортер запрашивает у оператора коды маркировки товара.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 утвержден размер платы за предоставление кодов. За каждый код придется заплатить 50 копеек без учета НДС. Исключение составляют лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Код для них будет стоить 20 копеек, без учета НДС.
2. Оператор генерирует двумерные DataMatrix штрихкоды, которые представляют собой электронный паспорт продукции, и после оплаты передает производителю.
3. Производитель или импортер наносит коды на упаковку каждого изделия. В случае ввоза товара из-за рубежа это необходимо сделать до прибытия товара на российскую таможню. О неиспользованных кодах нужно сообщить оператору.
4. При отгрузке создается универсальный передаточный документ (УПД), который должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Этот документ передается покупателю, а данные автоматически отправляются в ЦРПТ.
При электронном документообороте автоматически фиксируется переход кодов от одного владельца к другому. Оператор ЭДО распознает коды маркировки товара в первичных документах (УПД). Когда документы подписаны, данные из них передаются в ИС Маркировка.
5. Тот, кто получает товар, принимает УПД с помощью ЭДО и подписывает его своей УКЭП. В этот момент в системе маркировки фиксируется переход продукции к другому собственнику. При перепродаже владелец формирует новый первичный документ с двумерным кодом DataMatrix, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ УКЭП. Этот шаг может повторяться до тех пор, пока продукция не поступит в розничную продажу.
При перепродаже у покупателя может возникнуть опасение разрыва связи купленного товара с присвоенным кодом маркировки при изменении наименования закупаемой номенклатуры на наименование, используемое в учетной системе покупателя. Поскольку формирование кода маркировки товара осуществляется централизованно и состоит из двух частей: кода идентификации и кода проверки; а код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации (пункт ж. Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 791-Р), то стыковка номенклатуры поставщика и покупателя для ЦРПТ осуществляется посредством заложенного в код маркировки кода товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации. Следовательно, покупателю нет никакой необходимости применять наименование номенклатуры продавца.
6. В момент продажи товара конечному потребителю кассир сканирует DataMatrix код с марки, нанесенной на товар.
7. Онлайн-касса передает оператору фискальных данных сведения о продаже.
8. ОФД передает эти данные налоговикам и одновременно отправляет сведения о коде в систему маркировки, которая фиксирует вывод товара из оборота.
9. Покупатель может скачать мобильное приложение «Честный знак» в AppStore/GooglePlay и пользоваться им для проверки информации о маркированном товаре.
5. Особенности маркировки товаров организациями и ИП
Все участники товарооборота должны подготовиться к маркировке товара. Для этого нужно выполнить несколько простых шагов.
Шаг 1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
Электронная подпись потребуется на всех этапах продажи маркированной продукции. Без нее нельзя зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписать УПД при отгрузке товара.
Шаг 2. Зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак».
Эта система включает в себя отдельные подсистемы для каждой из групп маркируемой продукции. В частности, для табачных изделий создана Информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП).
Шаг 3. Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
Если этого не сделать, компания не сможет участвовать в обороте маркированных товаров. ЭДО нужен для прослеживания пути маркированной продукции между контрагентами. Данные о перемещении товара поступают в автоматически в ЦРПТ.
Шаг 4. Приобрести 2D-сканер.
С его помощью кассиры в розничных магазинах сканируют код товара и передают оператору фискальных данных. Однако 2D-сканер пригодится не только рознице, но и оптовикам, производителям и импортерам. Он поможет провести инвентаризацию на складе и убедиться, что товар, отраженный в учетной системе компании, числится за этой компанией в системе маркировки.
Шаг 5. Подключиться к оператору фискальных данных (ОФД).
Это необходимо сделать только розничным продавцам, поскольку при продаже сведения о товаре передаются оператору фискальных данных, а от него — в систему маркировки. Всем остальным участникам товарооборота это делать не нужно, при условии, что у них нет расчетов с физлицами.
Шаг 6. Обновить программное обеспечение онлайн-кассы (или саму кассу).
Для розничных продавцов важно, чтобы касса и установленное на ней программное обеспечение позволяли пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции.
Шаг 7. Доработать или заменить свою учетную систему.
Учетная система, которой пользуется организация или ИП, должна «уметь» работать с кодами маркировки. Если такая возможность отсутствует, систему придется доработать или даже заменить.
Что будет, если продавать продукцию без маркировки?
Производителям, которые выпускают товары без маркировки, грозит конфискация и штраф:
· для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;
· для юридических лиц 50 000 – 100 000 рублей.
За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки конфискуют товар и оштрафуют:
· граждан на 2 000 – 4 000 рублей;
· должностных лиц на 5 000 — 10 000 рублей;
· юридических лиц на 50 000 – 300 000 рублей.
Реализация в релизах ПО компании «1С» автоматизации взаимодействия участников рынка в различных сегментах национальной системы маркировки (по состоянию на 26.11.2019).
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Игорь Сурков.